Разгон для новичков. Часть 3. Разгон видеокарты.


Итак, дорогой друг, ты по каким-то причинам решил разогнать свою видеокарту, либо присматриваешь видеокарту, которую можно будет разогнать в будущем. Следующие советы помогут тебе, юный оверклокер, не ошибиться в своём выборе, и, возможно, уберечь от опрометчивых поступков.

 

 

 

 

 

 

 

Аппаратная часть 

Во-первых, задайся вопросом – а есть ли смысл разгонять карту? Если у тебя сейчас стоит карта уровня ниже, чем GTS450, и ты надеешься увеличить производительность в современных играх, таких, как TES: Skyrim, Battlefield 3 и т.д. – вынужден тебя огорчить, прибавка производительности будет малозаметна. Эффект от разгона заметен только на картах, которые обеспечивают хотя бы минимальный уровень играбельности.

Во-вторых, обрати внимание на систему охлаждения. Различают три основных типа, это:

Пассивные СО:

 

 

 

 

 

 

Подобные системы охлаждения не созданы для разгона, не только из-за отсутствия активного обдува радиатора, но и из-за отсутствия обдува памяти и элементов питания. И если память, в принципе, не так-то сильно греется, то элементы питания при превышении критических температур могут порадовать вас небольшим салютом. Именно по этой причине разгонять такие видеокарты не рекомендуется.

Турбинные СО:

 

 

 

 

 

 

Турбинные системы охлаждения в основном встречаются на референсных моделях видеокарт. Такие карты не могут похвастаться хорошим разгонным потенциалом, однако разгонять их всё же можно. Особенность такой СО – радиатор касается всех греющихся элементов платы.

Главный плюс турбинных СО в том, что они выбрасывают горячий воздух за пределы корпуса – это оправдано для корпусов с плохой вентиляцией. На этом плюсы турбинных СО заканчиваются, и начинаются минусы: не слишком высокая эффективность и повышенный, относительно классических СО, уровень шума.

“Классические” СО:

В большинстве своём, классические СО можно описать как “радиатор с рёбрами, перпендикулярными карте, от одного до четырёх вентиляторов, которые обдувают радиатор”.

Самый неоднозначный тип систем охлаждения. Подбные СО ставятся в основном на нереференсные карты, и уж тут-то у производителей появляется простор для полёта фантазии. А это значит – что? Правильно, каждый производитель старается как-то выделиться. Либо ярким внешним видом, либо производительностью (а зачастую и тем и другим), либо ценой. И вот тут надо приглядеться к карте повнимательнее. Нет, дружок, не смотри на внешний вид и оригинальные дизайнерские решения, ты — оверклокер, тебя должно волновать исключительно качество.

Простейший способ оценить производительность СО – погуглить. В интернете бывает множество сравнений одинаковых карт с разными СО, и не меньше результатов разгона. На их ты сможешь приблизительно оценить, какую максимальную частоту “берёт” та или иная карта, и до каких температур при этом прогревается.

Впрочем, это далеко не всё. Обязательно – ты слышишь, друг, обязательно посмотри, есть ли радиаторы на системе питания видеокарты. Если их нет, последствия, даже при, казалось бы, неплохом обдуве печатной платы вентиляторами системы охлаждения, могут быть довольно печальными – о них я уже рассказывал, когда говорил о пассивных системах охлаждения.

Систему питания видеокарты можно опознать по обилию подобных штуковин:

Это – мосфеты, без должного охлаждения они любят греться, а при разгоне, особенно с поднятием напряжения, ещё и сгорать, что сопровождается хлопком и искрами, иногда ещё и дымком. Поэтому сразу же смотрите, есть ли на них радиатор, который выглядит приблизительно так:

 

 

 

 

 

 

Впрочем, и наличие обдува и радиатора не всегда спасает мосфеты от выгорания – особенно если ты увлёкся чрезмерным поднятием напряжения. Несмотря на то, что у большинства карт сейчас есть защита (OCP — Over Current Protection, либо OVP – Over Voltage Protection), это не является стопроцентной гарантией того, что мосфеты будут в порядке при чрезмерном разгоне.

Вспомни, например, историю с разгоном GTX590 и сырыми дровами, которые не включали защиту, что стало причиной множества сгоревших карт. Впрочем, GTX590 горели (и горят) под разгоном и с исправными дровами, так что если ты, mon ami, являешься счастливым обладателем этой карты, никогда ничего не разгонял, но очень хочется – не стоит. Просто не стоит. Сначала лучше потренируйся… На кошках.

В-третьих – выясни, сколько фаз питания распаяно на видеокарте. Как это сделать? Либо погуглив, либо просто посчитав на количество дросселей на видеокарте. На картинке ниже они выделены красным прямоугольником:

В общем случае, количество фаз имеет формулу G+M, где G – количество фаз питания, отведённых на GPU, то бишь графический процессор — то, что мы и хотим разогнать. M – количество фаз питания, отведённых на память. Особого смысла гнать память нет, энергии она потребляет немного, фазы сильно не греются. Количество фаз питания, отведённых на память, тебя не волнует.

За “стандартное” количество фаз можно принять количество фаз, установленное на референсной модели видеокарт. И, в общем и целом, чем будет больше фаз – тем лучше. Вреда слишком большое их количество не нанесёт, пользы для неэкстремального разгона тоже не будет. Но, очевидно, более сложная карта и стоить будет дороже. А вот слишком маленькое количество фаз приводит к повышенной нагрузке на них – то бишь на мосфеты. К чему это приводит? К перегреву и к описанным выше последствиям. Производители, стремящиеся сэкономить, уменьшают количество фаз, чем снижают разгонный потенциал и повышают риск выхода карты из строя при разгоне.

Программная часть

Мой юный друг, ты, наверное, уже ёрзаешь от нетерпения на стуле и хочешь меня спросить: ну с железками всё понятно, а как разгонять-то? Терпение, отвечу тебе я, только терпение. Разгон не любит торопливых и необдуманных действий.

Существует множество утилит для разгона видеокарт – Riva Tuner, PowerStrip, Asus SmartDoctor, MSI Afterburner – вот неполный их список. Понятное дело, что все рассматривать я не стану, это и не нужно. Расскажу лишь о последней, так как, с моей точки зрения, она наиболее удобна для разгона любых видеокарт.

Однако утилита для разгона — не единственное, что тебе понадобится. Ты же хочешь, чтобы видеокарта работала не только быстро, но и стабильно? Значит, понадобятся ещё и утилиты для, как ни странно, проверки стабильности. В роли таких утилит могут выступать 3D Mark-и – например, 3D Mark 11 для видеокарт с DX11, или 3D Mark Vantage для видеокарт с DX10. Так же для проверки стабильности карты подойдёт OCCT, он довольно быстро даст представление о том, насколько стабильна карта на данный момент.

И теперь мы приступаем к самому интересному – к разгону.

Если есть желание разгонять карту с повышением напряжения – в главном окне нажимаешь кнопку “Settings” и отмечаешь галочками то, что на скриншоте ниже выделено красным прямоугольником:

Т.е. “Разблокировать управление напряжением” и “Разблокировать мониторинг напряжения”.

Далее нужно повышать частоты ядра (Core Clock), например, с шагом в 10 мгц, тут зависит от конкретной модели карты, и проводить экспресс-тест на стабильность. Можно брать и больший, и меньший шаг.

Методика экспресс-тестирования:
Скачиваешь OCCT, устанавливашь. Во вкладке GPU: 3D выставляешь вот такие

настройки. Открывается окно тестирования:

В нём тебя интересует только показатель “Errors”. Пока он остаётся на нуле – всё в порядке. Если начинают появляться ошибки – значит, карта подошла к пределу разгона на текущем напряжении. Небольшое количество ошибок не страшно, в играх оно может вообще не проявляться. Однако если их количество увеличивается с устрашающей скоростью – это явный переразгон, в играх начнут появляться артефакты.

Так вот, в случае, если карта подошла к пределу разгона – немного снижай частоты, выставляй в поле “Duration” в OCCT значение “0 h 15 min” – то есть 15-минутное тестирование – и, собственно, тестируй. Если за эти 15 минут температура карты не поднимется выше 95 градусов и показатель ошибок будет на нуле, либо небольшим – значит, это и есть потолок разгона. Если температура не поднимается до 95 градусов, это значит, что карту можно гнать дальше. То есть – повышай напряжение и частоту ядра, проводи экспресс-тестирование, и так до тех пор, пока не упрёшься в предел по напряжению или температуре.
Максимально безопасное напряжение для каждой конкретной карты можно нагуглить, но обычно Afterburner и так не даёт выйти за его пределы. Впрочем, лучше перестраховаться. Максимально безопасная температура – 100-110 градусов, зависит от модели карты, но лучше оставить небольшой запас, и не превышать порог в 95 градусов.

После того, как карта разогнана либо до упора, либо до желаемой частоты, нужно провести тщательное тестиование стабильности. Это, например, 3-4 прогона 3D Mark и пол-часа в Unigine Heaven. Если наблюдаются раздражающие артефакты, либо экран моргает/происходит вылет на рабочий стол, и одновременно в трее появляется высплывающее сообщение “Видеодрайвер перестал отвечать и был восстановлен” – это переразгон. Если температура в норме – надо поднимать напряжение, а если это перегрев – снижать напряжение и частоту.

Ещё одна методика разгона – разгон при известных частотах и напряжениях, на которые способна карта. Для этого надо:

1) погуглить результаты разгона данной конкретной карты (учти, что если у тебя, скажем, Gigabyte GTX580 SO, то и гуглить результаты нужно именно для Gigabyte GTX580 SO, результаты разгона других GTX580 не подойдут).
2) Выяснить, какие приблизительно значения являются максимальными (естественно, стоит смотреть результаты с родным охлаждением, результаты разгона под жидким азотом тебе не нужны).
3) Выставить то же напряжение и несколько меньшую частоту.
4) Провести экспресс-тест, и, основываясь на результатах, решать, стоит ли гнать дальше.

Вот, в общем-то, и всё, что следует знать новичку про разгон видеокарт. Удачных свершений, и да пребудет с тобой сила!

P.S. Автор не несёт ответственности за убитые железки, стихийные бедствия, войны и нападения марсиан, вызванные использованием данной инструкции. Всё, что вы делаете – вы делаете на свой страх и риск.

Материал подготовлен специально для  GreenTechReviews. При копировании материалов ссылка на страницу обязательна.